Как не избаловать ребенка и как перевоспитать?

Как не избаловать ребенка и как перевоспитать?
У синдрома избалованного ребенка может быть много причин. В этой статье будет рассмотрен один конкретный аспект: чрезмерное количество материальных подарков для детей.

Синдром избалованного ребенка (этот термин введен в США в 1989 году) — это уже распространенное социальное явление, которое выражено у детей разных стран и у разных социальных слоев. С психологической точки зрения, взрослые могут поощрять и способствовать развитию ряда вредных привычек в поведении в своих детей. При грамотном подходе может быть исправлено после обнаружения.

Как не избаловать ребенка и как ведут себя избалованные дети? У синдрома избалованного ребенка может быть много причин. В этой статье будет рассмотрен один конкретный аспект: чрезмерное количество материальных подарков для детей. В общем, это ненужные дары, так как у детей уже есть то, что им нужно (и даже больше) для их развития и роста.

Влияние рекламы

По мере того как такие особые даты, как дни рождения, Новый год и другие торжества приходят в жизнь ребенка, синдром избалованности становится все более выраженным. Повсеместная реклама интенсивно и часто привлекает внимание. Бомбардировка рекламой игрушек, игр, новомодных гаджетов является главной причиной одержимости у детей.

Увидев все эти яркие, красочные завлекающие объявления, дети начинают легко верить, что их счастье зависит от получения всего, что им показывают. Все представленное является новинками на рынке и преподносится им, как самое классное, самое необходимое с помощью продвинутых инструментов маркетинга и рекламы. Вполне логично, что они думают, что им крайне необходимо иметь ту или иную вещь.

Очевидно, что помимо воздействия рекламой дети избалованы родителями и другими родственниками, бабушками, дедушками. Щедрое преподнесение большого количества подарков детям, к сожалению, не поощряет в них формирование положительных ценностей. Наоборот, взрослые подтверждают, что конкретная вещь действительно является самой важной сейчас. В результате дети привыкают получать все или очень многое, почти без ограничения и перестают ценить то, что у них уже есть.

На самом деле, как только они наконец-то получают то, что хотят, они часто забывают об этом очень быстро. Почему? Потому что они уже начинают думать о том, чего они хотят еще.

Признаки избалованного ребенка

Как понять, что ребенок избалован и пора предпринимать меры? Некоторые признаки, которые наблюдаются у детей с синдромом избалованного ребенка, следующие:

  • эгоизм;

  • отсутствие сочувствия;

  • отсутствие воображения;

  • чрезмерный материализм и потребительство;

  • раздражительность и низкая устойчивость к эмоциональным расстройствам;

  • хроническое недовольство и пренебрежение к тому, что у них есть;

  • постоянные запросы на все виды материальных благ: игрушки, электронные устройства и даже продукты питания.

  • в более серьезных случаях у детей может развиться компульсивное накопительство.

Как перевоспитать избалованного ребенка?

Избаловали ребенка — что делать? Чтобы остановить развитие избалованности ребенка мы должны начать с основ. Начните контролировать количество материальных подарков, которые дарите. Одновременно необходимо начать уделять время совместным играм, прогулкам, чтению, общению, познавательному времяпрепровождению. Для того, чтобы ребенок начал ценить не только материальные вещи, это что-то другое должно появится в его жизни и занимать больше времени и места.

Взрослые должны создавать среду, где самое главное — это любовь. Конечно, важно делать это не только на словах, но и подавать пример и не допускать двойных стандартов дома. Бесполезно говорить детям, что они не должны зацикливаться на материальных вещах, в то время, как родители сами страдают этим. Проводите свой досуг с детьми, с игрушками и без них, чтобы они учились ценить сам процесс больше, чем вещи.

Разумеется, для детей естественно играть и веселиться, но их досуг не должен быть ограничен игрушками или гаджетами. Они могут раскрашивать, мастерить, конструировать, фантазировать и пусть их воображение развивается с друзьями, сверстниками.

Другие меры

Помимо присутствия совместного времени с детьми, важно помочь им понять, что материальные вещи — не главное в жизни. Потребность в них есть и будет, не они не должны быть центром жизни. Конечно, этому надо учить как словами, так и действиями, в разное время и разными способами.

Другой подход состоит в том, чтобы позволить им увидеть, что в мире много детей, которые счастливы (или даже еще счастливее) с гораздо меньшим количеством вещей, чем у них. Речь не о том, чтобы манипулировать вашими детьми. Дело в осознании ими других реалий жизни, чтобы они могли увидеть контраст. Велика вероятность, что они начнут «подражать» детям, которые умеют веселиться, независимо от количества материальных благ.

Кроме того, как только дети достаточно повзрослеют для понимания, надо сообщить им, что материальные вещи требуют значительных сумм денег. Они должны понимать, что не всегда возможно иметь все, что хочется. Важно обучать их финансовой грамотности, понятию о бюджете, доходах и расходах на разные нужды, первой необходимости и для повышения уровня комфорта.

Если есть возможность, то лучшее, что взрослые могут предоставить ребенку — это развлекательный и образовательный опыт. Например, туристический поход, поездки и прогулки на природе, путешествия, посещение новых мест, знакомство историей своей семьи, нации, страны, с другими странами, разными культурными традициями. Это гораздо лучше, чем огромный количество игрушек и гаджетов, о которых они очень скоро даже не вспомнят.

Именно опыт человеческого, живого общения может дать им гораздо больше удовлетворения в долгосрочной перспективе и обогатит их жизнь, сделает по-настоящему счастливыми.